Генератор в автомобиле является его «бортовой электростанцией», то есть основным источником электроэнергии.
В случае поломки генератора, на некоторое время таким источником может стать аккумулятор, но без генератора электрооборудование автомобиля не может работать нормально.
При появлении признаков неисправности генератора и реле регулятора производят их проверку.
Меры предосторожности и правила при проверке
Чтобы не повредить генератор, диоды выпрямительного моста и реле регулятор, нужно быть осторожным и соблюдать некоторые правила.
- Никогда не проверяйте работоспособность генератора методом «на искру», то есть путем короткого замыкания.
- Нельзя соединять клемму «30» (она может обозначаться как «В+») с «массой» или клеммой 67 («D+»). Нельзя допускать работу генератора при выключенных потребителях, особенно это опасно для генератора, если отключен аккумулятор.
- Проверяют работоспособность генератора с помощью вольтметра, а также амперметра. Вентили генератора проверяют напряжением не более 12 В.
- При выполнении сварочных работ на кузове машины, нужно отключить провода от аккумулятора.
- При замене проводки в системе генератора, новые провода нужно подбирать такого же сечения и такой же длины, как и «родные» провода.
- Перед началом проверки убедитесь в исправности всех соединений и нормальном натяжении ремня генератора. При нажатии большим пальцем на середину ремня, он должен продавливать не более чем на 10-15 мм.
Проверка в системе электроснабжения автомобиля
Для проверки регулятора напряжения понадобится вольтметр со шкалой от 0 до 15 В. Перед проверкой двигатель автомобиля должен поработать примерно 15 минут на средних оборотах при включенных фарах.
Измерьте напряжение между выводами «30» («В+») и «массой» генератора. Вольтметр должен показать нормальное для данного автомобиля напряжение (например, для ВАЗовской «восьмерки» и «девятки» это 13,5 – 14,6 В).
Если напряжение не соответствует нормальному, то, скорее всего, потребуется заменить регулятор.
Также, можно проверить регулируемое напряжение, подключив вольтметр напрямую к клеммам аккумулятора, но результаты такой проверки можно считать достоверными, если есть уверенность в исправности проводки.
При этом двигатель должен работать на оборотах близких к максимальным и нужно включить фары, и другие потребители. Величина напряжения должна совпадать с определенной величиной для данного автомобиля.
Для проверки диодного моста подключите мультиметр или вольтметр к зажиму «30» («В+») генератора и к «массе», в режиме измерения переменного тока. Напряжение переменного тока не должно быть более 0,5 В. Если напряжение больше, то диоды неисправны.
Для проверки пробоя на «массу», нужно отключить аккумулятор и отключить от генератора провод, идущий к клемме «30» («В+»). Далее нужно присоединить прибор между отключенным проводом генератора и клеммой «30» («В+»). Если прибор показывает ток разряда более чем 0,5 мА, то возможен пробой изоляции обмоток генератора или диодов.
Силу тока отдачи генератора можно проверить с помощью специального зонда – это такое дополнение к мультиметру, в виде клещей или зажима, которым охватывают провод, и таким образом замеряют силу тока, протекающую по проводу.
1. Для замера тока отдачи — охватите зондом провод, идущий к зажиму «30» («В+»). Запустите мотор – во время замера он должен работать на высоких оборотах. Поочередно включайте главные электропотребители, и считывайте отдельно для каждого потребителя показания прибора.
2. После этого нужно суммировать эти показания. Далее нужно все потребители включить одновременно и снять показания мультиметра — эта величина не должна быть не более чем на 5 А меньше суммы показаний, при поочередном включении потребителей.
3. Для проверки тока возбуждения генератора, нужно запустить двигатель и дать ему работать на больших оборотах. Далее нужно поместить измерительный зонд вокруг провода, подсоединенного к клемме 67 («D+»). Прибор покажет величину тока возбуждения — в исправном генераторе он равен 3-7 А.
Для проверки обмоток возбуждения придется снимать регулятор напряжения и щеткодержатель.
При необходимости зачистите контактные кольца, и убедитесь в отсутствии обрывов в обмотке, и нет ли замыкания на «массу». Для проверки используйте омметр, прикладывая его щупы к контактным кольцам, при этом сопротивление должно быть около 5-10 Ом.
Далее присоедините один щуп прибора к любому контактному кольцу, а другой к статору генератора. Мультиметр должен показывать бесконечно большое сопротивление. Если это не так, то обмотка возбуждения замыкает на «массу».
В этом видео показаны самые простые принципы измерения, которые можно выполнить с помощью мультиметра:
Посмотрите, как проверить диодный мост генератора:
Полезное видео, как быстро проверить генератор не устанавливая на авто:
А в этом видео показывается, как правильно проверить генератор на автомобиле:
Заключение
Эта статья была написана не только для автолюбителей, которые предпочитают ремонтировать авто своими руками. Также, эта информация будет полезна всем автовладельцам, чтобы быть в теме. Удачи!
пример проверки токовыми клещами http://aelectrik.ru/teoriya-sistem/proverka-generatora-tokovye-kleshhi/
Здравствуйте, Андрей! По правде сказать, затрудняюсь ответить по данному вопросу. Может, кто из посетителей вам ответит?!! Или попробуйте задать свой вопрос — Автомеханику, есть такой сервис на сайте. Если воспользуетесь сервисом, то пожалуйста, оставьте свой отзыв о его работе. Реально ли он работает?!! Спасибо!
Скажите если генератор не дает нужной зарядки ,и поменяно новое реле напряжения ,то в чем может быть дело ,диодный мост тоже проверял рабочий ,диоды показывают порядка 430,это не маловато так как я читал что должно быть не менее 500 и на пластине есть не много окисление такое типа рыхлое место .Но на больших оборотах вольтаж поднимается но все равно не более 12.8 ,Подскажите пожалуйста в чем дело?
В основном сайт неплохой, мне понравился, побольше бы таких! А то бывает откроешь, а там одни ссылки на другие ресурсы и куча рекламы.
Ток и не нужно мерить в домашних условиях — что бы убедиться в работоспособности генератора достаточно с вывода «+ силовой» снять осциллограмму. По ней можно судить об исправности диодов и обмоток статора. Как самый дешевый вариант осциллографа можно использовать линейный вход звуковой карты компьютера. Включать нужно через делитель 1/100. Генератор либо исправен либо нет. Садится батарейка — либо РН, либо в сети ам отрицательный баланс мощности (для случая заведомо исправного аккумулятора, ротора и щеточного узла генератора). P.S. Ток не получиться замерить методом охвата о чем я писал выше. Если необходимо замерить ток — амперметр в рассечку провода.
Силу тока отдачи генератором в домашних условиях измерить очень тяжело. И поэтому нет хороших рекомендаций на этот счет.
«Сила тока отдачи генератора» — насколько знаю не существуют приборы или зонды для замеров постоянного (выпрямленного) тока методом охвата провода. Ссылку можно на прибор?
Толково. Остаётся приобрести и освоить мультиметр. Большое спасибо за Ваш труд.
С уважением. Виталий.
Хорошо когда друг работает в автосервисе, всегда поможет, всегда выручит, тем более у них там есть нужное оборудование. У кого друга нет в сервисе и кто хочет сэкономить, и кто любит всё делать своими руками, то тот может и сам проверить генератор автомобиля.
с такой задачей я еще не сталкивался. В этом деле я понимаю мало чего, так что предпочту не рисковать, поеду к другу, он в сервисе работает, все проверит, не обманет )