Основными неисправностями, которым подвержены автомобильные стартерные аккумуляторные батареи являются:
- ускоренный саморазряд;
- сульфатация пластин;
- короткое замыкание пластин, коробление;
- окисление выводных штырей;
- повреждения корпуса АКБ.
Саморазряд
Даже новая и вполне исправная аккумуляторная батарея при хранении постепенно разряжается, даже если к ней не подключены потребители энергии. Если новая АКБ при этом может терять около 1% емкости в сутки, то уже используемая может терять до 3%.
Главной причиной саморазряда является то, что в процессе хранения АКБ, электролит в банках расслаивается, то есть внизу банок оказывается электролит с большей плотностью, чем наверху. Такая неравномерная плотность электролита по всему объему приводит к появлению паразитных токов и вызывает саморазряд.
Именно поэтому рекомендуется при хранении АКБ, периодически, примерно один раз в два месяца проводить подзарядку аккумулятора небольшим током, чтобы выровнять плотность электролита по всему объему.
Если скорость саморазряда еще больше чем 3% в сутки, то такой саморазряд называется ускоренным.
Причиной такого ускоренного саморазряда может быть:
- загрязнение электролита;
- использование при приготовлении некачественной кислоты или воды;
- попадание внутрь корпуса АКБ посторонних предметов, вызывающих замыкание пластин;
- загрязнение поверхности аккумулятора электролитом;
- разрушение сепараторов, осыпание активной массы пластин и т.д.
При ускоренном саморазряде АКБ быстро теряет свою емкость и приходит в нерабочее состояние.
Окисление выводных штырей
Клеммы окисляются при попадании на них электролита или паров электролита. Окисление приводит к нарушению контакта штырей с клеммами.
Окислившиеся штыри и клеммы очищают мелкой наждачной бумагой, а после закрепления на штырях клемм, их покрывают тонким слоем технического вазелина, чтобы предупредить дальнейшее окисление.
Сульфатация пластин
- При длительном хранении АКБ без периодической подзарядки.
- При понижении уровня электролита в банках.
- При использовании электролита повышенной плотности.
- Эксплуатации сильно разряженной АКБ. Возникает сульфатация пластин аккумулятора.
Характеризуется этот процесс образованием на поверхности активной массы крупных кристаллов сернокислого свинца, который не способен растворяться в электролите и препятствует его проникновению в активную массу пластин.
В результате этого рабочая поверхность пластин сильно уменьшается и аккумулятор теряет свою емкость.
При возникновении сульфатации, АКБ быстро заряжается, но и быстро разряжается.
Значительная сульфатация приводит в негодность аккумулятор. Незначительную сульфатацию можно устранить, проведя несколько циклов «заряд-разряд».
- Вначале АКБ полностью заряжают.
- Потом разряжают током 4-5А, например, через лампу от фары автомобиля.
Проведя несколько таких циклов, иногда, удается восстановить аккумулятор.
Чтобы не допускать возникновения сульфатации, нужно соблюдать правила эксплуатации и хранения аккумулятора. Постоянно поддерживать его в заряженном состоянии, содержать в чистоте, использовать электролит соответствующей плотности.
Полезное видео, почему АКБ не держит заряд:
Короткое замыкание
Данная неисправность возникает из-за разрушения сепараторов или оседания остатков активной массы на дно банок аккумулятора и возникновению вследствие этого короткого замыкания разнополюсных пластин.
Короткое замыкание пластин может возникнуть:
- в результате коробления пластин от чрезмерного тока заряда или при длительном заряде;
- при высокой плотности электролита;
- от воздействия чрезмерной тряски, например, если аккумулятор плохо закреплен на автомобиле.
АКБ с такой неисправностью сдают в ремонт. Если конструкция аккумулятора не позволяет его ремонтировать, то батарею утилизируют и заменяют новой.
Интересное видео, как определить короткое замыкание в одной из банок аккумуляторной батареи:
Повреждение корпуса
Небольшие повреждения корпуса АКБ можно устранить, применив соответствующий клей. В зависимости от материала, из которого изготовлен корпус.
Многие батареи поддаются ремонту с помощью эпоксидных клеев.
- При этом из аккумулятора выливают электролит.
- Проводят ремонт и снова заливают жидкость.
Посмотрите полезное видео, как запаять трещину в корпусе батареи:
Заключение
Теперь вы знаете основные неисправности автомобильного аккумулятора и методы решения проблемы.