Если щелкает, но не крутит стартер – как найти неисправность самостоятельно



Нередка ситуация, когда выходя утром на работу, либо в выходной день (отправляясь за покупками) — вы подходите к своему автомобилю, садитесь за руль, вставляете ключ в замок зажигания, поворачиваете его и… происходит щелчок, но двигатель не запускается.

не хочет заводиться

Рассмотрим подобные случаи подробнее, чтобы знать – что делать, если таковая незавидная ситуация всё же произойдёт.

Чтобы узнать – почему стартер щелкает, но не крутит, необходимо разобрать его устройство и схему включения, включая узлы, от которых зависит его работа. Разделим всю интересующую нас конструкцию на три элемента:

  • система питания – для стартера это, прежде всего, аккумулятор;
  • коммутация – все соединения (провода и реле);
  • сам стартер.

Итак — приступим.

Вариант первый – АКБ

Возможно это один из самых распространённых видов неисправностей такого рода. Суть его заключается просто в разряженной, либо неработоспособной аккумуляторной батарее. Определить разряженную просто:

  • если щёлкает втягивающее реле, но стартер не крутит, при этом гаснут лампы на приборной панели – виновник аккумулятор;
  • когда происходит серия щелчков, при этом лампы также ощутимо притухают – то, как и в предыдущем случае, виновна аккумуляторная батарея;
  • если вообще ничего не происходит, то также возможно разряжен аккумулятор – необходимо проверить его другими нагрузками (к примеру — включить фары).

Если причиной является АКБ, то, казалось бы, всё просто – достаточно её зарядить (или прикурить) и можно отправляться в путь. Но не всё так элементарно, ведь невыясненная причина, которая вызвала следствие в виде неуспешного запуска – вызовет то же самое следствие ещё раз. Потому стоит разобраться – от чего батарея разрядилась.

разряд акб почему

Всё элементарно, если был попросту где-либо оставлен включенным свет, или другой потребитель. Но если всё было выключено – то необходимо проверить качество работы генератора, а также исправность самой батареи.

Коммутация

Коммутация стартера проста – плюс батареи прикручен к втягивающему реле, минус на корпусе, а для старта подходит провод небольшого сечения с типичного реле, которым управляет замок зажигания.

Схема включения стартера

Схема включения стартера

Реле

Если, при включении зажигания щёлкает реле, но стартер не крутит (и втягивающее реле при этом также не срабатывает) – то причина может быть в самом реле или управляющем кабеле. Точно установить можно достаточно простым способом – необходимо подать «+» питания на управляющую клемму стартера (куда подключен кабель наименьшего сечения, на фото показано стрелкой).

как проверить реле и проводку

Если стартер начал «крутить», то причина в проводке, реле или замке зажигания.

Примечание. Перед проверкой необходимо убедиться, что КПП автомобиля находится в нейтральном положении, иначе машина может начать движение.

К слову сказать – если поездка не терпит отлагательств, то таким способом можно завести двигатель. Достаточно лишь включить зажигание и вручную (с помощью подачи плюса питания на управляющую клемму) завести двигатель.

Плохие контакты

Если стартер щёлкает, но не крутит и, при этом, возникают посторонние звуки (как вариант – то щёлкает, то не щёлкает) – необходимо проверить все соединения, особенно силового кабеля.

Дело тут в том, что при запуске двигателя, стартер потребляет достаточно большой так от АКБ – около 200 ампер. Если контакт где-либо недостаточный, то из необходимых 200 ему может «доставаться» лишь 10, чего достаточно для работы втягивающего реле, но недостаточно для запуска. В этом же случае может происходить серия «щелчков».

Необходимо проверить все соединения (включая клеммы АКБ), очистить контактные площадки от окислов, смазать их специальной смазкой и затянуть рекомендуемым моментом.

Неисправности самого стартера

Обычно такого рода неисправности без демонтажа узла устранить невозможно. Но можно, относительно точно, выяснить причину. Рассмотрим электрическую часть стартера, которая включает в себя:

  • обмотки;
  • щёточный узел;
  • втягивающее реле.
Устройство стартера

Устройство стартера

Рассмотрим их в порядке убывания вероятности поломки.

Втягивающее реле

Итак, если стартер щёлкает один раз, но не крутит – следует проверить втягивающее реле. Для этого можно попробовать пустить стартер в обход его коммутации. На втягивающем реле есть три клеммы — две из них самые большие (одна вход с аккумулятора, вторая выход на сам стартер) и одна малая, управляющая.

Потребуется подходящий инструмент – отвёртка или гаечный ключ, которым получиться надёжно замкнуть две больших клеммы (на фото стрелкой) на короткий промежуток времени, при этом необходимо, чтобы выбранный инструмент не касался корпуса (любых металлических деталей под капотом).

как проверить втягивающее реле

Если при замыкании клемм стартер начал вращаться (возможно с треском) – то виновно втягивающее реле.

Примечание. Не стоит таким способом заводить двигатель, т.к. ведущая шестерня стартера не входит в зацепление.

Дело тут в том, что внутри реле контактные площадки попросту «обгорели», и на них образовался слой диэлектрика из оксидов металлов. Учитывая высокий рабочий ток – контакты могут «обгореть» за одну попытку запуска.

Варианта устранения два – можно разобрать реле и зачистить контакты, либо его заменить. Второй вариант значительно лучше, т.к. такой ремонт прослужит дольше. Это связано с тем, что на производстве контактные площадки покрывают специальным слоем сплава цветных металлов (с включением «благородных»), что снижает электроэрозию и вероятность окисления. Зачистив их – этот слой будет отсутствовать, потому долго такое реле не проработает.

Щёточный узел

Если дело дошло до проверки щёток, то без демонтажа и разборки стартера не обойтись. Именно при разборке износ щёток будет сразу виден. Косвенно это можно установить по длительному периоду эксплуатации, т.к. ресурс щёточного узла довольно большой.

Стоит отметить, что в некоторых вариантах конструкции, при неисправности щёток, также может не срабатывать втягивающее реле. Т.е. если не «щёлкает» втягивающее, и не пускается стартер на «прямую» — то вполне могут быть виноваты щётки.

Обмотки

Неисправность обмоток может выдать их цвет и запах. Естественно это станет видно при разборке стартера, и, во многих случаях, его будет проще и надёжнее (а иногда и дешевле) заменить целиком. В целом симптомы аналогичны неисправности щёточного узла.

Видео: втягивающее щелкает, а стартер не крутится. Запуск с помощью молотка.

Вот в принципе и всё, что знал! Если кому есть чем поделится, то прошу черкануть пару строк в комментариях. Удачи!

Обсуждение: оставлено 6 коммент.
  1. Alex:

    Хорошая статья. Очень подробный разбор ситуаций.

  2. Александр:

    Спасибо .Все понятно!!!!!!!!!!!

  3. Анатолич:

    Я просто от души, по-мужски благодарен авторам. Можно предисловие покороче, без покупок )… Прочел, продиагностировал, понял,что все агрегаты целы и нашел поломку. Поделюсь: (*ВАЗ 2115) контакт между двигателем и минусовой клеммой окислился (это тот, что под воздуш. фильтратом) стал причиной суточного стопора, но я все сделал сам с вашей помощью! удачи!

  4. Павел:

    Про бендикс забыли упомянуть.

  5. Борис:

    В моей девятилетней практике было такое, что нет массы между стартером и двигателем, т.е. алюминиевая голова стартера со временем окислилась и перестала проводить ток. Помогло снятие стартера и зачистка прилегающих плоскостей.

    Также много случаев с плохим контактом на крепеже (гайки, шайбы, болты) силовых цепей. В этом случае замена на новый крепёж с предварительной зачисткой контактных подгоревших мест.

    «Подвисание» или износ щёток, как уже указывал автор. «Подвисание» очень часто встречается на стартерах «БАТЭ», «ЭЛТРА», как с приваренными щетками, так и с прикручиваемыми в основном на минусовых щётках. Вероятная причина не соответствие проводника щётки и тока передаваемого щёткой.

    Ещё возможно окисление узлов стартера от передней до задней крышек, что ведет к повышенному износу втулок в связи стем, что минус пытается идти по якорю. Одна из причин плохой контакт между клеммами АКБ и проводами АКБ, в этом случае лампы при заводке гаснут, как и при севшей АКБ. Для быстрого решения проблемы можно ослабить и прокрутить немного клеммы вправо-влево, но лучше зачистить специальной щеткой для клемм и проводов АКБ, помазать их специальной смазкой.

  6. Константин:

    У меня тойота-королла, мучался три года с самой покупки, щелкает втягивающее реле а заводится то сразу то с пятого раза. Что я только не делал: снимал стартер, разбирал его, менял реле, менял аккумулятор, перебрал все контактные соединения с массой. В итоге нашел где «собака зарыта». От замка зажигания идет провод на стартер, он был разрезан для присоединения сигнализации, окислен он там был, после перезаделки контакта все заработало. Вот так то, все блин было рядом.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Наш опрос

Есть ли у Вас кондиционер в автомобиле?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Форма подписки

Подписавшись, вы будете получать анонсы о новых статьях по почте.

Введите ваш электронный адрес:

Для кого и о чём этот проект

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта!

Спасибо Вам за то, что вы остановили свой выбор на этом проекте, который создан для автолюбителей. На сайте рассказывается: как купить автомобиль, как правильно выбрать автогаджеты, как своими руками отремонтировать некоторые неисправности своего железного друга и так далее.

Надеюсь, что эта информация поможет вам лучше разбираться в мире автомобилей!

© 2016 Автомобили и Автолюбители  Все права защищены. Rambler's Top100