Октановое число топлива — что это такое? Почему высокооктановый бензин лучше низкооктанового

Пожалуй, любой автомобилист слышал такой термин, как «октановое число топлива», но что он означает на самом деле? Разбираться в этом вопросе, лучше всего с рассмотрения работы двигателя автомобиля.

Что такое октановое число топлива, на примере работы двигателя

На сегодняшний день, как правило, это четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Четырехтактными эти двигатели называются потому, что их полный рабочий цикл состоит из четырех тактов: впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. 

1. Во время такта сжатия в камере сгорания поршень сжимает топливную смесь (смесь топлива и воздуха) и после этого она воспламеняется искрой от свечи зажигания.

рабочий цикл четырехтактного двигателя

2. Важным моментом является степень величины сжатия смеси или степень компрессии, выражаемую коэффициентом сжатия двигателя. В зависимости от особенностей конструкции бензинового двигателя коэффициент сжатия может несколько отличаться и составляет примерно 8:1.

3. Следует заметить, что для увеличения КПД двигателя для повышения его экономичности, а также мощности без увеличения рабочего объема и для улучшения многих других параметров мотора, конструкторы стараются делать коэффициент сжатия максимально большим, другими словами они добиваются как можно большего сжатия топливной смеси в камере сгорания.

Но, к сожалению, топливную смесь можно сжимать лишь до определенного предела, после чего смесь просто детонирует, что может разрушить мотор или его детали.

4. Разное топливо имеет разную устойчивость к детонации — одно топливо можно сжимать больше, не опасаясь детонации, другое — меньше. Именно октановое число и показывает, насколько можно сжимать топливо, до появления детонации.

Чем выше октановое число конкретного топлива, тем сильнее его можно сжать в составе топливной смеси в камере сгорания двигателя без появления детонации.

октановое число топлива

5. Создавалась шкала октановых чисел наподобие знакомой нам шкалы температур, но здесь в качестве «реперных» точек был взят н-гептан, то есть вещество, детонационная стойкость которого была принята как «0», а также изооктан, детонационная стойкость которого была приравнена к «100».

6. Используя высокооктановое топливо, удается уменьшить камеру сгорания двигателя, т. е. увеличить его степень сжатия, что повышает термический КПД. Также, удается увеличить удельную мощность двигателя на килограмм его веса. В результате, при минимальных размерах и массе, можно получить мощный и экономичный двигатель.

7. К сожалению, чем выше октановое число бензина, тем дороже он стоит. Можно вспомнить, что еще совсем недавно для повышения октанового числа бензина применяли присадку тетраэтилсвинец (TEL).

8. Наверное, многие слышали такое понятие как «этиловый», или «этилированный» бензин. Данный способ был просто идеальным для производителей топлива, ввиду его дешевизны, но оказался очень нежелательным с экологической точки зрения, так как тетраэтилсвинец очень ядовит и его наличие в топливе ведет к резкому повышению токсичности выхлопных газов двигателя.

На данный момент TEL запрещено добавлять к автомобильному топливу, поэтому приходится использовать другие, более экологичные, но также и более дорогие методы увеличения октанового числа бензина.

Пока TEL разрешено применять только для авиационного топлива, так как самолетные двигатели работают на авиационном керосине, имеющем октановое число больше 100 и добиться такого числа другими методами, кроме как добавкой тетраэтилсвинца сложно.

Правда, скоро и в авиации его не будут применять, и уже есть серьезные наработки в этой области.

Видео: проверка октанового числа бензина.

Интересная статья: недолив бензина на АЗС – как с этим бороться.

1 единица2 два3 три4 четыре5 пять (1 раз, оценка: 2,00 из 5)
Загрузка...
комментария 4
  1. Фотолюб

    Что лучше: плохой 95-й бензин или хороший 92-й? Машина по паспорту должна кушать 95-й. А человек, работающий в нефтяной компании сказал, что с недавних пор эти марки бензина поставляются с совсем разных НПЗ. Пару лет было, что машина впервые в моей жизни потребляла паспортный расход топлива. Потом расход опять увеличился, почему, я понял только сейчас. К слову, заправка на Лукойле гарантирует мне расход топлива на 2.5 литра на сотню больше любого другого бензина. Проверено при поездке на юг нынешним летом. Почему- не знаю!

  2. Алекс

    Маша, октановое число — это отношение (в процентах) количества изооктана к н-гептану. Октановое число описывает стойкость топлива к детонации (моментальному воспламенению большого кол-ва топлива — взрыву).

    Почитайте вики на эту тему.

  3. Николай Григоренко

    Маша никто и не будет смеяться с Вас, по правде говоря статья про октановое число топлива написана для тех, кто хочет всё знать. Если Вы ничего не поняли, то и не беда, значит оно вам не надо.

  4. Маша

    Может сейчас мужчины водители и будут надо мной смеяться, но я так и не поняла, что это за число 🙁 Собственно мне это не особо и важно, правда все равно обидно, что не смогла вникнуть в материал…

Добавить комментарий