В этой статье разберем, почему окисляются плюсовая и минусовая клеммы аккумулятора, почему они греются, и как с этим бороться!
Аккумулятор
Основная задача аккумуляторной батареи установленной в автомобиле – обеспечение надёжного запуска двигателя. Всё остальное вторично.
Выбор аккумулятора производят по следующим параметрам:
- номинальное напряжение – для большинства легковых автомобилей это 12В, у мощных грузовиков 24В;
- номинальная электрическая ёмкость – самостоятельное измерение не имеет смысла, всегда указывается на корпусе АКБ;
- резервная ёмкость – очень важный параметр характеризующий способность аккумулятора обеспечивать работу двигателя при отсутствии подзарядки. Показатель измеряется в минутах при разрядном токе величиной 25А до полного разряда. Значение 25А используется независимо от ёмкости испытуемой батареи;
- ток холодного запуска – характеризует максимальную величину отдаваемого в течение 30 секунд тока при вращении холодного движка. Указывается на корпусе АКБ;
- габариты и полярность аккумулятора не влияют на эксплуатационные показатели, но должны учитываться при приобретении АКБ для конкретного автомобиля.
Безусловно, аккумулятор делает возможным работу бортовых систем при неработающем двигателе, но основная его задача — это запуск двигателя. Как и любое сложное изделие, аккумуляторная батарея может выйти из строя или значительно снизить свои характеристики.
Основными неисправностями АКБ являются:
- окисление клемм и выводных штырей;
- нарушение целостности корпуса, ведущее к подтеканию электролита;
- повышенный саморазряд;
- сульфатация и короткое замыкание пластин.
Причины окисления клемм АКБ
Практически единственной причиной появления слоя рыхлого окисла на клеммах батареи является взаимодействие свинца, из которого они изготовлены, с парами кислоты. Наличие регулярно появляющейся шапки из окисленного свинца не только снижает надёжность электрического контакта, но и является поводом для тщательного анализа ситуации.
На вопрос, почему окисляется плюсовая клемма аккумулятора ответов немного:
- нарушена герметичность корпуса, что требует немедленного исправления ситуации, так как кислота со временем проест и корпус;
- постоянный перезаряд аккумулятора, вследствие чего электролит перегревается и интенсивно испаряется.
Чем раньше будут обнаружены и устранены причины окисления, тем меньший вред буден нанесён автомобилю.
Во многих руководствах по эксплуатации автомобиля рекомендуется отключать массу при длительном простое. Поэтому причиной, почему окисляется минусовая клемма аккумулятора, может быть нарушение герметичности в месте её прохода через корпус, что связано с регулярным механическим воздействием.
Видео: окисление клемм аккумулятора и что делать.
Основной метод борьбы с окислением
Даже из полностью исправного аккумулятора происходит незначительное испарение кислоты. Поэтому все способы защиты от окисления сводятся к банальной герметизации соединения.
Неважно, что именно будет использовано для этой цели: фетровые кольца, пропитанные маслом, одеваемые на выводные штыри.
Или специальная смазка для клемм аккумулятора. В обоих вариантах обеспечивается защита свинца от воздействия паров кислоты.
В крайнем случае, для изоляции штырей и клемм можно воспользоваться солидолом или техническим вазелином, но при высоких изолирующих свойствах они соберут всю грязь, что не очень красиво. Важно помнить, что никакие защитные составы не должны попадать непосредственно в зону контакта.
Поверхности штыря и клеммы должны быть зачищены и насухо протёрты, а после присоединения надёжно зафиксированы. Только после этого следует наносить защитное покрытие.
Многие автолюбители, проверяя уровень масла, прикасаются щупом к клеммам, что является довольно эффективным способом защиты соединения от окисления.
Вопрос, как очистить клеммы аккумулятора каждый решает сам, но самым эффективным является использование для этого раствора питьевой соды, любой минеральной воды или всем известной — Кока-Колы.
Видео: как почистить клеммы на аккумулятор.
Почему греются клеммы на аккумуляторе
Единственной причиной нагрева аккумуляторных клемм является плохой электрический контакт в месте соединения.
Это может быть вызвано:
- загрязнением контактных поверхностей;
- неплотной затяжкой крепёжных элементов;
- деформацией клеммы или выводного штыря АКБ.
Даже незначительное увеличение сопротивления в месте контакта, приводит к тому, что при протекании пускового тока очень сильно греются клеммы на аккумуляторе. При этом стартер не получает достаточного питания, что не позволяет ему раскрутить двигатель по полной.
В большинстве случаев достаточно тщательно очистить контактные поверхности и надёжно зафиксировать соединение. При деформации клеммы желательна её замена.
Порядок подключения и отключения аккумулятора
Перепутать плюс и минус в АКБ сложно, так как положительный вывод имеет больший диаметр, чем отрицательный. Однако важно соблюдать последовательность их подключения или отключения.
Теоретически, разницы как снять клеммы с аккумулятора нет, но все руководства рекомендуют сначала отключать минусовую клемму. Это связано с тем, что в подавляющем большинстве моделей автомобилей отрицательный вывод АКБ соединён с корпусом. Начав снимать клеммы с положительной, можно невзначай закоротить её ключом на корпус.
Не забудьте, перед снятием клемм с батареи, заглушить двигатель и вытащить ключ зажигания из замка.
Минус на корпус подаётся по исторически сложившейся традиции, так как цинковые банки первых аккумуляторов имели отрицательный заряд. Кстати номиналы аккумуляторов 6,3В, 12,6В тоже обязаны своим появлением напряжению в 2,1В, которое снималось и снимается с каждой банки.
Видео: как снять клеммы с аккумулятора и какую клемму снимать лучше первой.
Целесообразность использования выключателя массы
Необходимость отключать аккумулятор при продолжительном простое автомобиля или в целях защиты от угона не вызывает сомнений. Установив выключатель массы на клемму аккумулятора можно свести эту процедуру к повороту рычага или нажатию на кнопку, что зависит от конструктивного исполнения устройства.
Использование выключателя массы позволяет меньше воздействовать на отрицательный вывод АКБ, что позволит дольше прослужить нанесённому на него защитному слою и исключит нарушение герметичности в месте его прохода через корпус.
Особое внимание следует уделить качеству выполнения электрических соединений, так как через них будет протекать пусковой ток.
Видео: обзор выключателя массы AES.
Заключение
Из моей практики: я редко меняю аккумулятор и клеммы к нему, потому что постоянно слежу за чистотой батареи, её зарядом и не допускаю окисления свинца.
Для очистки штырей и клемм использую самодельные деревянные изделия.
Минусовая клемма крассная что могло произойти , акб заряжал одна банка молчала не кипела
Мерцание возможно из-за старого аккумулятора, плохой массы, замыкающей электропроводки, в блоке предохранителей могут быть некоторые контактные пластины в ужасном состоянии. Лечение простое: обследуйте состояние всех предохранителей, проводки и контактных разъемов. Ищем окисление и убираем.
Если окисления имеются, То возможно ли мерцание лампочек на приборной панели ? Или искать проблему с генератором? Мерцание не появляется сразу, а через минут 8-10