Наиболее важным направлением развития автомобильных систем активной безопасности является использование превентивной системы безопасности (системы предупреждения столкновения). Назначение этой системы дать автомобилю возможность избежать столкновения, а если авария неизбежна, сделать так, чтобы её последствия были минимальны.
Названия систем:
- Collision Mitigation Braking System, CMBS у Honda;
- Pre-Sense Plus и и Pre-Sense Rear у Audi;
- Pre-Safe и Pre-Safe Brake у Mercedes-Benz;
- Collision Warning with Brake Support у Ford;
- City Safety у Volvo;
- Predictive Emergency Braking System, PEBS у Bosch.
Несмотря на обилие различных названий принцип действия и выполняемые функции у систем различных производителей практически одинаковы. Система должна предупредить водителя об угрозе столкновения, приготовить тормозную систему к экстренному торможению, активировать элементы системы пассивной безопасности и если действий водителя недостаточно, чтобы избежать аварии, приступить к торможению.
В принципе как таковой превентивной системы безопасности в автомобиле нет. Это программное обеспечение, призванное скоординировать и объединить действия других систем безопасности автомобиля: курсовой устойчивости, адаптивного круиз-контроля, пассивной безопасности.
Как работает превентивная система безопасности?
Алгоритм работы системы следующий. Если есть угроза столкновения, натягиваются ремни безопасности, сиденья переводятся в положение наиболее оптимальное с точки зрения безопасности, если в них есть воздушные полости, они заполняются воздухом для лучшей фиксации тела человека, окна и люки в автомобиле закрываются.
- Примерно за полторы секунды до столкновения водителю подаются звуковые и световые сигналы и начинается предварительное торможение.
- Если водитель отреагировал и начинает тормозить, система поднимает давление в тормозной системе до максимального.
- Если водитель начинает поворачивать, система прекращает торможение.
- В случае если водитель не реагирует на предупреждение, тормозная система за полсекунды до столкновения начинает экстренное торможение.
Разрабатываемые сейчас превентивные системы безопасности будут обладать такими функциями:
- при угрозе удара в бок автомобиля, сиденья (передние) будут сдвигаться в оси автомобиля;
- задние сиденья будут оснащаться надувными ремнями безопасности;
- между сиденьями первого ряда будет устанавливаться вертикальная подушка безопасности.
Кроме того, наружные панели дверей смогут менять форму перед столкновением. Специальные полости дверей смогут раздуваться при подаче в них газа и образовывать дополнительные рёбра жесткости.
Также, спроектирована и готовится к внедрению внешняя фрикционная подушка, которая будет надуваться в случае экстренного торможения и работать как дополнительный тормоз.
Видео:
Автомобилей выпускается всё больше и значит количество аварий тоже будет увеличиваться. Так что превентивная система безопасности в автомобиле очень нужная опция.