Цепи противоскольжения для автомобиля представляют собой сменный протектор, позволяющий преобразить типичную шоссейную шину в колесо высокой проходимости для езды по бездорожью, гололеду, глубокой грязи, а также снегу и т. д.
Данное приспособление изготавливают из армированной проволоки и связывают таким образом, чтобы оно равномерно оплело колесо по всему кругу. Цепь состоит из внешних и внутренних продольных параллельных тросов, соединенных при помощи поперечных цепей или резиновых так называемых грунтозацепов, которые в значительной мере увеличивают сцепление колес с дорожным покрытием.
Типы цепей противоскольжения
Выпускается несколько разновидностей цепей:
- Резиновые цепи, у которых достоинство в том, что они устанавливаются абсолютно на любую резину, равномерно опутывают колесо, легко устанавливаются, не разрушают протектор покрышки, зимой сохраняют свою эластичность;
- Металлические с различным типом плетения;
- Цепи эконом — класса. Данный вид надевается только на застрявшие колеса автомобилей.
Разновидности конструкции
Цепи противоскольжения различаются между собой размерами, а также формами звеньев. Для их изготовления используется самый разный материал (сталь, алюминий, титан, армированный пластик и т. д.).
В зависимости от условий использования и возможностей изготавливают три главных вида плетения:
1. Лесенка, в которой тросы соединены прямыми поперечными кусочками. Это достаточно простая, достаточно практичная и легкая в исполнении система. Однако у нее есть недостаток – автомобиль может двигаться рывками.
2. Ромб, в котором соединение выполнено наискосок, при этом получается рисунок в виде паутины.
3. Соты. Эта конструкция немного сложнее, продольные тросы соединены по диагонали, в результате чего получается переплетенный рисунок.
Самостоятельное изготовление цепей
Цепи противоскольжения своими руками изготовить не так уж и сложно в домашних условиях, ведь они могут понадобиться в самый неподходящий момент. Для этого понадобится:
- Болгарка;
- Тиски;
- Цепь;
- Несколько десятков соединительных звеньев или карабинов;
- Крючки;
- Натяжные устройства;
- Несколько часов времени.
Изготовление цепи
Простая инструкция, как сделать самому цепи противоскольжения:
1. Прежде всего, необходимо подобрать подходящую цепь. Ее звенья должны быть сваренными, а не спаянными, а длина достаточной для того, чтобы оплести все колесо.
Важно! Для цепи необходимо использовать армированную проволоку, в противном случае при большой скорости движения или буксировке она может разорваться и привести к травмам.
2. Выберите подходящую для вас конструкцию цепи, например, лесенку.
3. Нарежьте при помощи болгарки цепь на заготовки необходимых размеров.
4. Оденьте карабины на концы продольных заготовок, крепить можно крюками или кольцами.
5. Произведите прикрепление поперечных частей конструкции к местам соединения продольной цепи.
Следует учитывать! Чем больше будет сделано поперечных перекладин, тем лучше станет проходимость машины.
6. К боковому отростку с помощью карабина подцепите устройство натяжения, а на другой конец нужно одеть крюк.
7. Для окончательного соединения системы на колесах используйте два натяжных устройства.
Видео: цепи противоскольжения своими руками (человек показывает свой оригинальный способ изготовления грунтозацепов).
Видео: как сделать браслеты противоскольжения самостоятельно.
Установка цепей
Несомненным преимуществом колесных цепей является то, что их есть возможность надеть перед самым въездом на бездорожье, а по трассе ехать в обычном режиме. Для того, чтобы получить лучший эффект, лучше поставить их на все ведущие колеса.
Перед тем, как установить металлические и резиновые цепи противоскольжения своими руками, прежде всего, необходимо их осмотреть и убедиться в их целостности, тщательно расправить, чтобы звенья небыли перекручены. Далее расстелить на поверхности дороги перед колесами, при этом замки цепей должны располагаться в обязательно порядке с внешней стороны по отношению к кузову.
Наехать ведущими колесами на цепи, зафиксировать автомобиль в положении, которое полностью исключит самопроизвольное движение, и закрепить их. После того, как будет произведена установка, необходимо хорошо проверить, насколько плотно и надежно закрыты замки на цепях, так как при движении транспортного средства цепи могут случайно расстегнуться, что может создать при движении опасную аварийную ситуацию.
Видео: как надеть цепи противоскольжения.
Монтаж цепи можно производить с поддомкрачиванием автомобиля
Для этого его ставят на ручной тормоз, под колеса устанавливают упоры, поднимают на домкрате на 30 см от поверхности и надевают устройство. Затем соединяют натяжное устройство и медленно затягивают его болты.
Сделать самодельные цепи противоскольжения, а также произвести их установку совсем не сложно, достаточно выбрать подходящий вариант и следовать указанным инструкциям.
Следует помнить! Цепи противоскольжения не предназначаются для постоянной езды, а только на проблемных участках. Очень важно соблюдать скоростной режим (до 50 км/ч) и не ездить длительное время по асфальту. В противном случае это может привести к обрыву и повреждению деталей автомобиля.
Цепи противоскольжения продаются в парах
Основные преимущества цепи противоскольжения – цена, которая довольно таки доступна (от 1 200 до 11 000 рублей), простота монтажа, возможность их подбора под необходимый размер колес.
Как выбрать цепи противоскольжения
Ассортимент их очень велик. При выборе нужно учитывать в первую очередь размеры шин, ширину протектора, размер арок колеса, а также тех условий, при которых они в дальнейшем будут эксплуатироваться.
Размеры звеньев в цепях для езды в зимнее и летнее время
Обозначение: Д — диаметр звеньев, Дл — длина, Ш — ширина.
№ | Марка машины | Размер звеньев в продольных ветвях | Размер звеньев в поперечных ветвях | ||||
Д | Дл | Ш | Д | Дл | Ш | ||
1 | ВАЗ `зима` | 3,5 | 26,5 | 13,2 | 3,8 | 19,0 | 15,0 |
2 | ВАЗ `лето` | 4,0 | 32,0 | 15,2 | 5,0 | 21,0 | 19,0 |
3 | ВОЛГА `зима` | 4,0 | 32,0 | 15,2 | 3,8 | 19,0 | 15,0 |
4 | ВОЛГА `лето` | 4,0 | 32,0 | 15,2 | 5,0 | 21,0 | 15,0 |
5 | НИВА `зима` | 4,0 | 32,0 | 15,2 | 5,0 | 21,0 | 19,0 |
6 | НИВА `лето` | 5,0 | 36,0 | 19,0 | 5,0 | 21,0 | 19,0 |
7 | ГАЗЕЛЬ `зима` | 5,0 | 36,0 | 19,0 | 5,0 | 21,0 | 19,0 |
8 | ГАЗЕЛЬ `лето` | 5,0 | 36,0 | 19,0 | 6,0 | 24,0 | 22,0 |
9 | УАЗ `зима` | 5,0 | 36,0 | 15,0 | 5,0 | 24,0 | 19,0 |
10 | УАЗ `лето` | 5,0 | 36,0 | 15,0 | 6,0 | 24,0 | 22,0 |
11 | ДЖИП `зима` | 5,0 | 36,0 | 15,0 | 5,0 | 21,0 | 19,0 |
12 | ДЖИП `лето` | 5,0 | 36,0 | 15,0 | 6,0 | 24,0 | 22,0 |
13 | МАЗ, КАМАЗ `зима` | 6,0 | 42,0 | 23,0 | 5,0 | 21,0 | 19,0 |
14 | МАЗ, КАМАЗ `лето` | 6,0 | 42,0 | 23,0 | 6,0 | 24,0 | 22,0 |
Достоинством жестких цепей является лучшая приспособленность к жесткому бездорожью, однако, их недостаток – ограничение скорости (до 40 км/ч) и возможность повреждения элементов трансмиссии автомобиля.
Мягкие цепи позволяют развить скорость до 80 км/час, они более безобидны для протекторов и намного меньше изнашивают резину. Однако их недостаток – с бездорожьем справляются значительно хуже.
Самыми надежными, качественными и более дорогими являются цепи, которые изготовлены из титана или нержавеющей стали.